Урок Музыки
Ушел из жизни добрейший человек и талантливый музыкант – скрипач и педагог, композитор и дирижер, создатель и руководитель Смоленского камерного оркестра Давид Сергеевич Русишвили.
Трудно привыкнуть к тому, что мы больше не услышим его спокойный неторопливый голос, не встретим его внимательный, и в то же время немного рассеянный взгляд, не прочтем записку с его каллиграфическим почерком, не возьмем в руки партитуру, щегольски набранную им на компьютере.
Давид Сергеевич был известным музыкантом и заметным человеком. Его имя чаще других всплывало в музыкантских разговорах даже в далеких от академической музыки кругах. Людям нравилось вспоминать о нем, чувствовать свою причастность к его таланту, а может быть, и просто произносить вслух его редкое имя.
Кроме музыкального таланта и одержимости в работе его отличали еще два редких душевных качества. В нем одновременно сочетались и скромность, и достоинство. Они как бы щитами ограждали его сразу с двух сторон. Он, например, легко мог позволить себе показаться немного смешным из-за своей непосредственности и увлеченности. А с другой стороны, мог не отрывать лишнего времени и сил от своей музыки, от творчества ради искательства почестей и наград.
Давид Русишвили много лет шел к главной мечте своей жизни. И ему удалось ее осуществить! Он создал свой профессиональный ОРКЕСТР. Сколько разной музыки, и великой, и смешной, сыграл этот оркестр, сколько открытий принес он любителям музыки, каких авторов, какие произведения, каких музыкантов мы услышали!
Однажды Смоленский камерный оркестр показал нам знаменитую Прощальную симфонию Гайдна. Именно «показал», потому что по традиции ее исполняют при свечах, и музыканты, по воле автора по очереди заканчивая свои партии, один за другим задувают свои свечи и уходят со сцены. Когда мы слушали эту прекрасную печальную музыку, когда видели, как люди уходят во тьму, закрадывалось чувство, что музыканты ведут речь о чем-то очень важном, неизмеримо большем, чем расхожая легенда, связанная с этой симфонией.
И сейчас, думая о трагическом уходе Русишвили, вспоминая разговоры с ним и о нем, читая его интервью, зная его почти религиозное отношение к музыке, начинаешь понимать, что в этой симфонии композитор, дирижер и музыканты дают нам понять замысел приславшего нас в этот мир Создателя. Все в жизни рано или поздно кончается, и самое лучшее, что мы можем сделать – постараться достойно пронести свою свечу и по мере сил осветить нашу прекрасную и печальную действительность.
И кто как не Давид своим верным и несуетным служением музыке, своей жизнью показал нам пример прилежного выполнения этого урока!
Мы хотим, чтобы матушка Давида Сергеевича, его родные, его товарищи-музыканты знали, что все поклонники и благодарные слушатели Русишвили и его оркестра скорбят вместе с ними, любят и помнят Давида.
Д. Монахов